Что ждет экономику и фриланс в 2022 году? Все проблемы, трудности и новые возможности

Фриланс в кризис 2022-го года Фриланс

Уже понятно, что российскую экономику ждет новый крупный кризис. Но если о ситуации на «классическом» рынке говорят много (хоть и без особой уверенности), то вот последствия кризиса для digital-экономики никто пока не описывает.

Я собрал самые разные цифры, мнения и собственные мысли — давайте разбираться, что ждет рынок фриланса в 2022.

Дисклеймер: даже в прогнозах профессиональных экономистов самое частое слово — «неопределенность». Ситуация меняется быстро, поэтому воспринимайте эту статью не как «истину в последней инстанции», а как материал для собственных выводов.

В каком состоянии сейчас рынок фриланса?

Чтобы лучше понимать последствия кризиса — давайте посмотрим на российский фриланс по итогам 2021 года.

Он развивался довольно стремительно: с 2017 по 2020 количество фрилансеров выросло почти втрое (с 5 до 14 млн. человек), а объем — с 33 до 44 млрд. долларов.

Пандемия ещё больше «разогрела» рынок — по официальным данным Росстата, к 2021 году в фрилансе было занято 71 млн. человек!

Портрет «типичного фрилансера» таков: молодой человек до 25 лет, занимается дизайном или веб-разработкой, получает до 30 тысяч рублей в месяц.
Чаще всего имеет основную работу. Он ценит возможность свободно распоряжаться временем и работать из дома.

Только 26% фрилансеров оформили самозанятость или ИП — остальные трудятся в «серой» зоне. При этом половина из них работает на малый и средний бизнес — небольшие интернет-магазины, местные компании и т. д.

Ему (бизнесу) это выгодно, т. к. фриланс снижает издержки: не нужно платить взносы в Пенсионный фонд, мучаться с обустройством рабочего пространства и прочими проблемами.

Прогнозы давались самые оптимистичные: к 2025 году, по исследованиям PwC, рынок должен был расшириться до 102 млрд. долларов. Для сравнения — это четверть российского кинорынка в 2021, т. е. цифры довольно внушительные.

Проблемы фрилансеров в 2022 году

Грядущий кризис российской экономики непредсказуем — его нельзя напрямую сравнивать не с 1998, не с 2009, и тем более — с 2020. А для рынка фриланса он, по сути, станет первым — ведь во время последнего мирового кризиса значительной части интернет-экономики не существовало.

Главное, что стоит сразу сказать — рынок фриланса не исчезнет. Предположим, закроются многие компании и большая часть мелкого бизнеса — но даже в самые критичные моменты люди продолжают потреблять и покупать.

Значит, будет бизнес и маркетинг, которые обслуживают фрилансеры. Но что тогда нам грозит? Давайте по пунктам:

  1. «Сжатие» рынка. Из 30 крупнейших российских рекламодателей 11 перестали вкладывать деньги в маркетинг (McDonald’s, Nestle, Mars и др). А поскольку рынок фриланса, в основном, обслуживает продвижение разных компаний — он тоже пострадает. Общие потери рекламного рынка — не менее 38 млрд. рублей (для сравнения — весь рынок digital-рекламы составляет 33,5 млрд рублей).
Сильнее всего это отразится на крупных агентствах, которые работали с зарубежными рекламодателями. Кто-то сможет переориентироваться на российские компании, но часть просто разоряться и уйдут с рынка.
Помните, что 50% фрилансеров работают на мелкий и средний бизнес? Он пострадает меньше — но расходы на маркетинг тоже урежет. Точно потеряют работу специалисты, которые работали только в Instagram — в текущих условиях вести там бизнес невозможно.
  1. Рост цен. Иначе говоря, рост инфляции (обесценивания денег). По самому оптимистичному прогнозу от ЦБ она составит 20% (об этом можно судить по ключевой ставке). Сильнее всего это ударит по низкооплачиваемым фрилансерам на биржах — студентам, пенсионерам и т. д. Их и так небольшие заработки станут нерентабельными. Остальные увидят падение реальных доходов — зарплата в рублях, возможно, увеличится, но купить на них получится меньше.

Нас не ждет гиперинфляция, потому что российской финансовой системой управляют люди с экономическим образованием, а не ЦК КПСС. Будут «печатать» рубли в пределах разумного — не в таких объемах, которые разгоняют гиперинфляцию.

Наталья Зубаревич, экономический географ, профессор МГУ.
  1. Возрастет конкуренция. Это произойдет и из-за роста безработицы (который, даже по консервативным оценкам Минфина будет равен 27% — показателям 2020 года), и из-за закрытия региональных СМИ и интернет-изданий (работники этих сфер будут искать работу в копирайтинге и дизайне). Кроме того, многие работники предприятий, отправленных в «простой», станут фрилансить ради дополнительного заработка.

Что может упасть? Сфера бренд-медиа, которые не дают прямой конверсии, а направлены на повышение узнаваемости. Не знаю, будут ли закрывать текущие — но мне кажется, что открывать новые пока не станут.

Павел Молянов, руководитель агентства «Сделаем».
  1. Трудности с зарубежными заказчиками и оплатой. Были заблокированы многие популярные платежные системы (PayPal, Золотая Корона и др.), по которым раньше переводили оплату. Теперь перевести деньги из РФ зарубеж (и обратно) можно лишь двумя способами — криптовалютами или через электронные системы, которые ещё не заблокированы для пользователей России (Payeer, AdvCash и др).

Насчет чего точно не стоит беспокоиться — так это из-за заморозки аккаунтов на криптобиржах и некоторых фрилансерских ресурсах (FreelanceHunt, например). Во-первых далеко не все ресурсы это сделают. Во-вторых для зарубежных бирж фриланса есть множество российских аналогов.

Как фрилансеру не потерять работу в 2022 году?

Как я уже сказал, больше всего рисков у фрилансеров с малыми заработками. Во-первых именно там усилится конкуренция из-за притока новичков. Во-вторых на их заработки сильнее всего влияет инфляция. Здесь может быть только один совет — повышайте свою квалификацию.

Можно это делать при помощи курсов и онлайн-школ, если нет средств —  то работайте с материалами в свободном доступе. Чем больше у вас навыков — тем вы востребованнее, помните об этом. Но что делать обычному, «среднему фрилансеру» — молодому человеку с заработком до 30 тысяч рублей:

  • Получите вторую специальность. По логике, описанной выше, чем больше у вас навыков — тем выше шансы даже при потере работы быстро её найти. Если занимаетесь копирайтингом — освойте хотя бы базовые навыки дизайнера. Работаете с SMM? Обучайтесь написанию текстов и работе в Tilida. Важно делать это именно сейчас — пока на это есть время и возможности.
  • Изучайте отечественные площадки. Яндекс Дзен, Пульс от Mail,ru, ВК — туда потянется не только аудитория, но и бизнес. И поскольку до этого с ними работали не все — каждый специалист будет востребован.

Все ринулись в Телеграм — но это все-таки больше мессенджер, чем площадка для бизнеса.

Возможно, многие захотят вернуться к собственным большим сайтам, откуда бизнес до этого «мигрировал» в соцсети.

Не кидайтесь за всеми, а внимательно оцените обстановку в вашей конкретной сфере.

  • Следите за новинками. Например, на российском рынке нет прямой замены Instagram — и ВК, и Дзен немного другие по формату и возможностям. Появится ли она? С российского рынка явно уйдет GoogleAds — не захочет ли кто-то «откусить» его долю, борясь с Яндексом? Если вовремя заметить новую популярную площадку — это может принести неплохие дивиденды.
  • Ищите работу напрямую. Любые агентства, биржи и т. д. сейчас будут переживать кризис — и начнут «перекладывать» его на исполнителей. Лучше попытаться найти работу самостоятельно в чатах и группах, чем постоянно платить комиссию бирже за посредничество.

Если же вы не можете работать на прямую — то лучше сосредоточьтесь на 2-3 удобных площадках. Можно, конечно, размещать резюме или искать заказы на всех сайтах — но это займет много времени, а результат минимален. Обратить внимание стоит на:

  1. Workzilla — универсальный сервис для всех фрилансеров, с гарантией оплаты и большим списком задач. Одна из старейших площадок для фриланса в Рунете;
  2. Kwork — раньше предлагал «одну задачу за 500 рублей». Теперь ценовой диапазон расширился, а на площадке по-прежнему много разнообразных заказчиков во всех сферах;
  3. Workhard — подойдет для начинающих копирайтеров. Там вы сможете набрать портфолио и найти первых заказчиков, узнать о стандартных требованиях к текстам на заказ;
  4. Etxt — биржа копирайтинга, на которой можно оказывать и дополнительные услуги (продавать статьи и фотографии, заниматься переводом и т. д). Я когда-то начинал работать именно на ней;
  5. VK Работа — подойдет для тех, кто желает найти стабильного заказчика/компания на удаленную работу. Минус: предназначена в основном не для фрилансеров, так что некоторые специалисты могут не найти подходящих заказов.
Больше бирж и платформ можно найти в нашей большой подборке всех сайтов удаленной работы и фриланса.

Где перспективные направления для работы в 2022 году?

Наверное, вам уже встречалась избитая фраза «кризис — это время возможностей». Это не совсем так. В кризис отмирает все неэффективное и затратное.

А место нерентабельного бизнеса может занять новый — более гибкий, приспособившийся к сложным условиям. Т. е. нет новых возможностей — скорее, освобождаются старые.

Итак, где же сосредоточены возможности в 2022 году? Сразу скажу — никто точно этого не знает. Но можно предположить, какие направления будут перспективными:

  1. Перевозки через Казахстан, Китай и другие страны. Привычная логистика поставок всех товаров за этот месяц сломалась — и бизнес будет искать новые пути. Транспортным компаниям тоже нужны фрилансеры для ведения сайтов, составления офферов и их качественного оформления.
  2. Медиа для «антикризисных» предложений. У многих сократятся или пропадут доходы — и им будет нужна информация по поиску работы, дешевым продуктам и способам экономии. Такие медиа уже существуют — но, возможно, потребуются новые.
  3. Местный туризм и развлечения. Люди будут искать возможности отвлечься от трудностей. Поэтому региональные парки, лыжные базы и т. д. получат приток посетителей — и захотят дальше привлекать аудиторию. С медиапотреблением все ещё интереснее — т. к. есть риск блокировки YouTube, то появятся новые развлекательные площадки. Соответственно, им понадобится контент и продвижение.
  4. Кооперация людей. Рост цен спровоцирует многих совместно решать проблемы — например, закупать что-то оптом на небольшой коллектив, помогать друг другу и т. д. Можно как создавать для этого удобные цифровые платформы, так и монетизировать свою личную помощь.
  5. Криптовалюты. Самая перспективная, на мой взгляд, сфера. Главным образом потому, что это пока единственный способ беспрепятственного перевода денег. Риск лишь один — что ЦБ и Минфин начнут жесткое регулирование, но кризис, скорее всего, отвлечет их внимание от блокчейн-экономики.

Заключение

Итак, надеюсь, этот материал был полезен, и вы начали лучше понимать последствия кризиса 2022 года и возможности личного выхода из него.

Главное не забывайте — это всего лишь предположения.

Реальное положение вещей будет известно ближе к лету — поэтому советую активнее наблюдать за своей сферой. И это относится не только к фрилансерам. Берегите себя и всего доброго!

Оцените статью:
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Съел собаку на кредитах и их отдаче. Верю что цифровая экономика - наше все, Ротшильды - раздутый миф, а пассивный доход нужен не всем.

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
rianphoto.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.